Разворачиваем стартап — смена бизнес-модели

Очень часто первоначальные представления о рынке, клиентах и пользователях не оправдываются, и приходится радикально менять первоначальную бизнес-модель — совершать так называемый startup pivot.

Варианты разворота стартапа:

  1. Уменьшение масштаба
    Отдельная функция продукта становится самим продуктом.
  2. Увеличение масштаба
    Продукт становится функцией более крупного продукта.
  3. Смена аудитории
    Продукт привлек клиентов из совершенно другого сегмента пользователей. Продукт сохраняется, но фокусируется на новую аудиторию.
  4. Решение другой проблемы
    Выяснилось, что у клиентов есть совершенно другая проблема, которую они хотят решить и готовы за это заплатить. Сохраняется целевая аудитория но изменяется продукт.
  5. Из продукта в платформу и обратно
    Выяснилось, что вместо разработанной платформы, пользователям необходимо одно отдельное приложение. Или наоборот, стало понятно, что вместо одного продукта необходима целая линейка взаимосвязанных решений.
  6. Смена модели продаж
    Хотели продавать штучные продукты с очень высокой маржой, но пошли массовые продажи с низкой маржой. Смена узкой платежеспособной аудитории, на широкую менее платежеспособную, и наоборот.
  7. Смена схемы монетизации
    Переход от бесплатного распространения к распространению по подписке, или отказ рекламной модели.
  8. Смена способа привлечения клиентов
    Переключение между распространенными «двигателями» привлечения клиентов и выбор наиболее подходящего:

    • Прилипчивый - вы подписываете клиента на один или несколько месяцев, в течение которых он «ваш». Необходимо поддерживать уровень «прилипающих» клиентов выше уровня «отлипающих» клиентов.
    • Платный - доход от клиента выше стоимости его привлечения.
    • Вирусный — каждый клиент приводит ещё несколько новых клиентов.
  9. Смена канала сбыта
    Выбор между прямыми продажами, построением партнерской или дилерской сети.
  10. Переход на другую технологию
    Полный переход на другую технологию дает радикальное повышение конкурентных преимуществ. Продукт сохраняется, но частично или полностью переделывается.
Поделитесь с друзьями: