Очень часто первоначальные представления о рынке, клиентах и пользователях не оправдываются, и приходится радикально менять первоначальную бизнес-модель — совершать так называемый startup pivot.
Варианты разворота стартапа:
- Уменьшение масштаба
Отдельная функция продукта становится самим продуктом. - Увеличение масштаба
Продукт становится функцией более крупного продукта. - Смена аудитории
Продукт привлек клиентов из совершенно другого сегмента пользователей. Продукт сохраняется, но фокусируется на новую аудиторию. - Решение другой проблемы
Выяснилось, что у клиентов есть совершенно другая проблема, которую они хотят решить и готовы за это заплатить. Сохраняется целевая аудитория но изменяется продукт. - Из продукта в платформу и обратно
Выяснилось, что вместо разработанной платформы, пользователям необходимо одно отдельное приложение. Или наоборот, стало понятно, что вместо одного продукта необходима целая линейка взаимосвязанных решений. - Смена модели продаж
Хотели продавать штучные продукты с очень высокой маржой, но пошли массовые продажи с низкой маржой. Смена узкой платежеспособной аудитории, на широкую менее платежеспособную, и наоборот. - Смена схемы монетизации
Переход от бесплатного распространения к распространению по подписке, или отказ рекламной модели. - Смена способа привлечения клиентов
Переключение между распространенными «двигателями» привлечения клиентов и выбор наиболее подходящего:- Прилипчивый - вы подписываете клиента на один или несколько месяцев, в течение которых он «ваш». Необходимо поддерживать уровень «прилипающих» клиентов выше уровня «отлипающих» клиентов.
- Платный - доход от клиента выше стоимости его привлечения.
- Вирусный — каждый клиент приводит ещё несколько новых клиентов.
- Смена канала сбыта
Выбор между прямыми продажами, построением партнерской или дилерской сети. - Переход на другую технологию
Полный переход на другую технологию дает радикальное повышение конкурентных преимуществ. Продукт сохраняется, но частично или полностью переделывается.
Поделитесь с друзьями: