Подготовка к встрече:
- Представьте себе и опишите, причем как можно убедительнее, своего будущего собеседника и его предполагаемую реакцию.
- Попытайтесь вникнуть в его задачи и мотивы, чтобы понять его исходную позицию, логику и стратегию.
- Подумайте, как создать для беседы благоприятную атмосферу, завоевать доверие, избежать напряженности, свести к минимуму формализм и обыденность в общении, проявить симпатию, быть внимательным ко всем присутствующим. Если в беседе участвуют и знакомые, и незнакомые собеседники, то, как правило, нужно быть более сдержанным по отношению к знакомым собеседникам, а по отношению к новым — более предупредительным. Человеку свойственно стремление в любой беседе обращаться к знакомым, а это может поставить новых собеседников в неравноправное, изолированное положение, что в значительной мере препятствует успеху деловой беседы.
- Наблюдайте, слушайте и оценивайте реакции ваших собеседников, а выводы используйте для продолжения деловой беседы и возможного изменения ее плана.
- Пользуйтесь позитивным и оптимистическим способом выражения мыслей и эмоций.
- Задавайте как можно больше вопросов, чтобы ситуация выкристаллизовалась как можно раньше.
- Избегайте резких поворотов в беседе. Конечно, каждому неприятно, если его неожиданно «обольют холодной водой»; то же относится и к нашему собеседнику.
- Разработайте общий метод аргументации в данной беседе: подробный план аргументации, возможные контраргументы.
- Подумайте о том, какие средства применить для ориентации беседы в желаемом направлении и для предотвращения возможных отклонений. Даже простая модель ориентации беседы, несмотря на то что придуманный пример и конкретный случай почти всегда отличаются друг от друга, означает большой шаг вперед — мы подготовили технику, и нам остается лишь приспособить ее к данному случаю.
- Наметьте альтернативные (запасные) цели, менее подходящие варианты и подготовьте компромиссные решения на тот случай, если перестанете контролировать ход беседы.
- По возможности разработайте поэтапные задачи и последовательно включайте их в конструкцию беседы. Их функция — быть лестницей, вместо рискованного прыжка мы осуществим относительно легкое восхождение. И конечно, следует предусмотреть процесс нейтрализации замечаний, если они приобретут крайне нежелательное для нас направление.
- И наконец, обеспечьте дальнейшие контакты с собеседником и обратите внимание на возможность новых видов деятельности.
Проверка готовности к встрече:
- Все ли я тщательно продумал(а)?
- Вполне ли я готов(а) правильно ответить на возможные вопросы собеседника?
- Пытался(ась) ли я представить себя на месте собеседника и понять его?
- Является ли мой план беседы точным, ясным и корректным?
- Не вызовет ли мой план беседы вопросов, на которые я не смогу ответить?
- Выглядят ли мои формулировки естественными и убедительными?
- Правильно ли составлен план беседы, логично ли его построение?
- Все ли мои мысли выражены точно и ясно?
- Правильно ли выбран тон изложения?
- Если бы эта беседа была проведена со мной, остался(ась) бы я ею доволен(а)?
Поделитесь с друзьями: